В условиях насыщения ряда сегментов российского кондитерского рынка производители сладостей ищут новые возможности для сбыта. Так, входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь» решил модернизировать выпускающую халву фабрику «Мишкино», ориентировав ее на рынки Китая и других стран Азии. Однако угадать вкусовые предпочтения потребителей в КНР сложно и потребуется найти хорошие каналы продаж, подчеркивают эксперты.
Входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь» планирует модернизировать кондитерскую фабрику «Мишкино» для выхода на рынки Китая и других стран Азии, рассказал знакомый с проектом источник “Ъ”. По его словам, объем производства должен увеличиться до 1 тыс. тонн в месяц, почти вся продукция будет экспортироваться.
Ассортимент должен включать халвичные конфеты, нугу, халву под брендом «Мишкино» с 25 вкусами, включая васаби, лимон, зеленый чай и имбирь.
Другая линейка планируется и для российского рынка, добавил собеседник “Ъ”. По его данным, вывод фабрики на полную мощность ожидается в середине 2024 года. В «Степи» отказались от комментариев.
laquo;Степь» выращивает зерновые, бобовые, масличные, занимается производством молока, садоводством, торговлей продовольствием. В первой половине 2023 года выручка агрохолдинга выросла на 40,5%, до 41,3 млрд руб., год к году за счет развития экспорта зерна и эффективной реализации остатков прошлого урожая, сообщала компания.
Фабрика «Мишкино» основана в Ростовской области в 2013 году Сергеем Рызенко, бывшим гендиректором и экс-совладельцем крупного производителя упаковки «Атлантис-пак», входящего в группу «Агроком» Ивана Саввиди. Фабрика выпускала восточные сладости под брендами «Мишкино счастье» и «Медвеган». Мощность производства превышала 60 тыс. тонн продукции в год. Через несколько лет у бизнеса начались сложности, в 2021 году управляющая «Мишкино» компания была признана банкротом, и структура «Степи» выкупила предприятие с торгов.
Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный отмечает, что прежний владелец «Мишкино» запустил фабрику, когда уже работали другие крупные производители халвы, и сегодня этот сегмент в России закрыт и не позволяет получать достаточную доходность. По данным ритейл-аудита NielsenIQ, за год до октября 2023 года продажи всех кондитерских изделий в России снизились на 1,9% год к году в натуральном выражении. Заметный рост натуральных продаж отмечается в категории шоколадных батончиков (на 7%), бисквитных пирожных (на 18%) и шоколадных вафель (на 44,4%).
В Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» называют Китай вторым по объему потребителем российской кондитерской продукции после Казахстана. По данным «Асконд», за первые семь месяцев 2023 года в Китай из РФ экспортировано около 12 тыс. тонн сладостей, поставки шоколадных изделий год к году выросли в 2,8 раза, сахаристых изделий — на 64%.
Президент и совладелец московской кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев говорит, что китайский рынок может быть интересен, особенно если в портфеле производителя уже есть популярные в КНР продукты. По его словам, продажи «Победы» в Китай выросли в 2023 году более чем в четыре раза, но во многом за счет низкой базы 2022 года, когда китайский рынок долгое время был закрыт из-за пандемии COVID-19. Как агрохолдинг «Степь» выкупил около 26 тыс. га в Ставропольском крае стоимостью 2,9 млрд руб.
В холдинге «Объединенные кондитеры» (фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт») также говорят, что продолжают наращивать объемы поставок в Китай и расширяют ассортимент, но отмечают сложности с длительной и дорогостоящей логистикой.
Как говорит Артем Моторный, Китай кажется объемным рынком, но угадать вкусовые предпочтения местных потребителей непросто, поэтому нужна широкая ассортиментная матрица, а также хорошие каналы продаж. По его словам, выйти на отгрузки в 1 тыс. тонн в месяц в Китай кажется сложной задачей.