Увеличение ставок акцизов, удорожание спирта, материалов и логистики повлияет на цены на алкогольные напитки. Производители водки, джина, виски и вина уже уведомили сети о повышении цен с 2024 года в пределах 10%, а импортеры ждут от поставщиков роста цен на 5—25%. Компании рассчитывают, что индексация будет постепенной, но часть потребителей может все равно перейти на более дешевые бренды.
Крупные производители алкоголя уведомляют сети о повышении цен с 1 января 2024 года. Копии таких писем Алкогольной сибирской группы (АСГ; бренды «Белая березка», «Сиббиттер», «Пять озер») и Ladoga («Царская», Barrister, Fowler’s) есть у “Ъ”. АСГ, сказано в обращении, планирует повысить цены в среднем на 7—10%.
Компания ссылается на увеличение ставки акциза на 4,9%, до 643 руб. за 1 л спирта, рост цен на спирт на 7% за девять месяцев года и ожидаемое повышение цен на спирт на 10% в четвертом квартале 2023 года, увеличение стоимости материалов, логистики и т. д.
Ladoga приводит аналогичные причины, не раскрывая размер индексации. В компании уточнили “Ъ”, что в зависимости от крепости напитков отпускные цены повышаются на 3—5% и во избежание резкого роста стараются выработать с контрагентами оптимальный сценарий. В АСГ сообщили “Ъ”, что планируют повышение ниже уровня инфляции. Там ожидают изменения розничных цен на крепкий алкоголь в феврале, как и на все товары повседневного спроса (FMCG), поэтому не прогнозируют сильного влияния на продажи.
В «Татспиртпроме» (Tundra, «Русская валюта») говорят, что следят за рынком и изменение цен будет носить строго рыночный характер. Гендиректор «Фанагории» Петр Романишин сообщил, что с 1 января компания повышает цены на 7—8% в том числе в связи с ростом ставки акциза. В Novabev Group (Beluga, «Беленькая»), ГК «Руст» («Русский стандарт», «Зеленая марка»), «Абрау-Дюрсо», «Кубань-вино», AB InBev Efes, «Балтике» и «Объединенных пивоварнях» комментарии не предоставили. В крупных торговых сетях на вопросы “Ъ” не ответили.
Поставщики импортера алкоголя Simple Group планируют повышение цен на 5—25%, сообщила компания в письме партнерам, копия которого также есть у “Ъ”. В связи с этим, а также с ростом стоимости логистики, аренды, увеличением расходов на персонал группа планирует корректировать цены на часть ассортимента с января по апрель 2024 года, говорится в обращении. Основатель и президент Simple Group Максим Каширин добавил, что точечное повышение цен на новые поставки связано в том числе с увеличением пошлин на импортные вина. В Минфине заявили “Ъ”, что цены на алкоголь устанавливаются продавцами самостоятельно, не ниже минимальной розничной цены (МРЦ). В крупнейшем производителе спирта — Росспиртпроме — “Ъ” не ответили.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин отмечает, что потребители, как правило, не готовы платить за алкоголь больше, чем привыкли, и в случае подорожания более чем на 10—15% многие могут переключаться на другие бренды или напитки.
В крепком алкоголе повышение плавное и не критичное, указывает он. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев указывает, что повышение цен, если будет принято, вряд ли сразу затронет все каналы продаж. Небольшим барам придется быстро переписывать меню, но крупные сети могут растянуть эффект за счет стока и других категорий, поясняет он.
Гендиректор AST Леонид Рафаилов считает, что вне зависимости от скорости повышения цен потребители, скорее всего, не сократят покупки алкоголя в объеме, но будут выбирать бренды подешевле. В условиях общей инфляции покупатели в первую очередь экономят на продуктах не первой необходимости, к которым относится и премиальное спиртное, отмечает он.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз предупреждает, что в 2024 году цены на спирт могут вырасти еще заметнее после приватизации Росспиртпрома. Аукцион по продаже актива с начальной ценой в 10,6 млрд руб. назначен на 24 января. Но, добавляет господин Дробиз, сейчас водка в среднем стоит по 350 руб. за бутылку 0,5 л, что всего на 70 руб. превышает уровень МРЦ, потому текущее повышение цен на спрос не повлияет.