Рынок растительных аналогов молочных продуктов, возобновивший рост после кризиса 2022 года, продолжает интересовать инвесторов. Основатель Indigo Capital Partners Петр Жуков, сын первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, стал совладельцем производителя напитков на растительной основе Velle. Участники рынка ждут роста продаж, а эксперты говорят о сильной зависимости категории от платежеспособных потребителей.
Основатель инвесткомпании Indigo Capital Partners Петр Жуков, сын первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, стал владельцем 34,96% ООО «Велле Холдинг», управляющего производителем продуктов на растительной основе Velle. Изменения в ЕГРЮЛ внесены в декабре 2023 года. Более 65% «Велле Холдинг» владеет Владислав Романовский.
Velle основана в 2004 году создателем брендов Invite и «Быстров» Сергеем Выходцевым. Производство находится под Санкт-Петербургом, ассортимент включает аналоги молока, йогуртов, каши, десерты и т. д. В марте 2020 года Velle перешла кипрской Onyx Stone Holdings Ltd. А в июле 2023 года владельцем Velle стал «Велле Холдинг» господина Романовского. Как сказано в отчетности Velle, в 2023 году компания планировала удвоить выручку с 484,48 млн руб. за 2022 год. По оценкам NielsenIQ, в январе—ноябре 2023 года бренд Velle был седьмым по продажам растительных аналогов молока в деньгах.
В Indigo Capital Partners сообщили “Ъ”, что покупка доли в Velle вписывается в стратегию по увеличению присутствия на рынке производства и дистрибуции продуктов, особенно в сегменте здорового питания.
Там добавили, что планируют включить Velle в холдинг с компанией «Фрутти», производящей напитки под брендом BeTrue, и активами, которые еще в стадии приобретения.
Петр Жуков с 2018 года владеет 40% «Фрутти». Еще 35% в компании принадлежит владельцу ГК «Шоколадница» Александру Колобову, а 25% — бывшему гендиректору Velle Артуру Сираканяну.
По данным NielsenIQ, в 2023 году продажи растительных аналогов молочных продуктов восстановились после снижения на 8,3% в натуральном выражении в 2022 году. В прошлом году, по оценкам аналитиков, натуральные продажи категории год к году выросли на 23,3%, денежные — на 10,7%, и в абсолютных значениях оборот превысил и показатели докризисного 2021 года. Как сказано в обзоре «Агроэкспорта», в 2022 году продажи растительных аналогов молочных продуктов снизились до 50,9 тыс. тонн с 57 тыс. тонн годом ранее из-за экономии потребителей и сокращения импорта. Danone, к примеру, приостановила поставки напитков Alpro, хотя в РФ производство этой продукции продолжилось. В октябре 2023 года Health & Nutrition (H&N, ранее — «Danone Россия») объявила о локализации этих напитков в России под брендом Planto.
Руководитель брендов категории «удовольствия» H&N Юлия Хайкина отмечает, что потребители готовы пробовать напитки под новым брендом и H&N рассчитывает на рост продаж. По ее словам, в РФ категория растительных напитков только начинает развиваться и имеет большой потенциал к масштабированию. Директор по маркетингу ГК «Эфко» (бренд Hi!) Дмитрий Филимошкин указывает, что растительные аналоги молока все меньше воспринимаются как специализированные продукты. У компании, по его словам, продажи в категории в прошлом году увеличились более чем в 1,5 раза и с дальнейшим развитием дистрибуции и ассортимента тенденция должна сохраниться. В магазинах «Вкусвилл» спрос на такие напитки за 2023 год вырос примерно на 30%, сказали в сети.
Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный говорит, что тренд на рост потребления растительных альтернатив молочным продуктам есть, но продажи таких напитков зависят от предпочтений целевой группы потребителей и готовности тех платить премию относительно стоимости традиционной молочной категории.
Как отмечает один из основателей Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов, гендиректор и совладелец Greenwise Артем Пономарев, развитие категории в РФ сдерживает отсутствие четкой нормативной базы, в том числе кодов, стандартов и т. п., стратегии развития отрасли глубокой переработки сырья, а также протестное лобби представителей молочной индустрии.