В России сократился спрос на доставку продуктов. Это результаты опроса аналитического сервиса GEO.Platforma. Каждый пятый респондент заявил, что стал реже пользоваться опцией. Чаще всего потребители объясняют снижение интереса к доставке ростом цен на товары, неудобством приложений, скудным ассортиментом и более долгим ожиданием заказа.
У компаний в этом сегменте действительно появились проблемы, отмечает старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. По ее словам, чтобы улучшить сервис, площадкам придется повышать стоимость доставки: «На качество доставки, скорее всего, сейчас влияет непростая ситуация с курьерами, их не хватает, они дорого стоят.
Операторы доставки делают все для того, чтобы сохранить текущее качество, и непрерывно работают над повышением эффективности курьерской доставки. В том числе стремятся снизить ее себестоимость за счет комбинирования нескольких заказов, сокращения холостых пробегов, планирования маршрута с помощью IT-систем, использования роботов-доставщиков там, где позволяют условия. Эти меры, возможно, помогут скомпенсировать и стоимость доставки, и качество.
Я думаю, мы скоро придем к увеличению стоимости доставки, не уверена, что именно в этом году, но часть магазинов уже тестирует гибридные варианты. Например, "Вкусвилл" ввел отдельную оплату экспресс-доставки, которая укладывается в 30 минут, не срочные заказы доставляются бесплатно. И люди активно ей пользуются, хотя могут получить ту же самую услугу, но в более длительном промежутке времени».
Согласно данным опроса, самая частая проблема — испорченные продукты в заказе. Так ответила почти треть респондентов. Также потребители пожаловались на неполную комплектацию, а 14% опрошенных оказывались в ситуации, когда продукты и вовсе не привозили. Впрочем, опросы слабо отражают реальную ситуацию на рынке, говорит гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков:
«В опросах есть две вещи, которые надо очень внимательно и аккуратно учитывать. Во-первых, это некий субъективный взгляд, который может отличаться от реальности. Нередко, когда в опросах потребители говорят о том, что идут в магазин за здоровым питанием, потом выходят они с бутылкой пива и упаковкой чипсов.
Во-вторых, очень важно уметь правильно читать результаты опроса. Говоря о том, что каждый пятый россиянин стал реже пользоваться услугами доставки продуктов питания (что вполне может быть правдой), нужно учитывать, что оставшиеся 80% могли не просто не отказаться от доставки, но и увеличить объемы своих закупок.
Рынок растет и, думаю, обречен на рост в течение ближайших нескольких лет, потому что среди пользователей доставки заметен тренд на увеличение объема покупок. Условно говоря, раньше семья делала заказы только в ситуации, когда что-то закончилось, и нужно срочно это получить, но продолжала ездить раз в неделю в гипермаркет за основным объемом товаров. А сейчас эта же семья все активнее использует доставку и вообще перестает посещать магазины, по крайней мере, продуктовые».
По данным агентства Infoline, в 2023 году рынок онлайн-продаж продуктов питания вырос на 50%. Сильнее всего показатели увеличились в четвертом квартале, в предновогодний период. По предварительным подсчетам, годовой объем рынка в 2024-м может превысить 250 млрд руб., говорят аналитики.