Производители крепкого алкоголя экспериментируют с контрактным производством за рубежом. Так, Ladoga начала выпускать виски под своим брендом Kubao в КНР для российского рынка, надеясь занять с новой маркой 25% продаж китайского виски в стране. В выбранном ценовом сегменте предстоит конкурировать с известными брендами, указывают эксперты.
Производитель и дистрибутор алкоголя Ladoga («Царская», Barrister, Fowler’s и др.) начал выпускать виски под своим брендом Kubao на китайской Goalong Distillery для поставок в Россию, рассказали “Ъ” в Ladoga. Там уточняют, что первая партия объемом 16 тыс. бутылок ввезена и частично распределена по каналам дистрибуции.
В винотеках Ladoga этот виски продается по 1,7 тыс. руб. за бутылку 0,7 л в подарочной упаковке.
Пока Ladoga работает с Goalong Distillery по схеме контрактного разлива и на условиях предоплаты, ведя одновременно переговоры о паритетных инвестициях, говорит президент Ladoga Вениамин Грабар.
Goalong Distillery считается крупным производителем солодового виски в КНР. Входит в Goalong Group. Выпускает и экспортирует виски, бренди, водку, джин и т. д. под марками Goalong, Bosolac, Ambiguous, а также производит напитки под сторонними брендами по контракту. В Goalong Group комментарий не предоставили.
По итогам января—ноября 2023 года в РФ импортировано более 380 тыс. л виски из Китая, следует из имеющихся у “Ъ” данных участников рынка.
Это сравнимо с объемом ввоза из Испании и Японии — по 400 тыс. л в каждом случае. Из Великобритании, для сравнения, за этот период импортировано около 19,9 млн л виски. Бренд Goalong есть на онлайн-витрине Luding под заказ по цене от 2 тыс. до 6,8 тыс. руб. за бутылку 0,8 л.
Как поясняет господин Грабар, существующие бренды виски в КНР не устраивали Ladoga по качеству или доступным объемам. Пока сегмент китайского виски в мире и в РФ развит слабо, все марки в одинаковых условиях, и было решено делать ставку на собственный бренд, указывает он. Секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский отмечает, что при контрактном разливе заказчик получает не только лучшую цену, но и связанные с продажами риски, а также затраты на продвижение. В Ladoga хотят занять 25% сегмента китайского виски в РФ в объеме.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин говорит, что цены на виски известных брендов в России существенно выросли, что стимулирует потребителей попробовать новое. Но, указывает он, в ценовой категории 1,7—2 тыс. руб. за бутылку можно найти такие марки, как Johnnie Walker Red Label, для коктейлей эта цена высокая, а при стоимости 1,1—1,2 тыс. руб. и отличном качестве шансы на успех есть. Андрей Московский отмечает, что пока есть небольшая доля ценителей виски, готовых экспериментировать с вкусами, независимо от известности бренда. Но для преодоления скептического отношения к китайским алкогольным напиткам потребуется увеличивать бюджет на маркетинг, добавляет он.
В Алкогольной сибирской группе, импортирующей из Индии виски The Officer’s Choice и Sterling Reserve, говорят, что индийский виски в мире занимают большую долю, а в напитке из Китая перспектив не видят. В ГК «Руст» (виски Darrow) считают, что на российском рынке в 2024 году продолжит расти спрос на локальные виски из шотландских дистиллятов. В 2024 году, добавляют там, «Руст» готов поставить на рынок более 900 тыс. л виски. Коммерческий директор Stellar Group (Steersman, Mancatcher, Old Barrel) Александр Гревцов также видит потенциал в увеличении выпуска виски в России. А в сегменте коньяка группа начала разлив марки Pierre Lacroix во Франции и планирует запустить производство в Италии игристого вина для российского рынка, говорит он. В ГК «Алвиса» рассказали, что разливают виски Nucky Thompson в Испании из шотландских дистиллятов, развивая бренд как международный.
Андрей Московский прогнозирует, что пока российские производители сосредоточатся на местном разливе и производстве собственного зернового виски, так как себестоимость такого напитка будет гораздо ниже, чем на любой иностранной площадке. По данным NielsenIQ, в январе—ноябре 2023 года продажи виски в РФ выросли на 9,5% в объеме и на 4,5% в деньгах год к году.