Некоторые западные продукты и алкоголь в России стоят дешевле, чем в ЕС, выяснила "Российская газета". Несмотря на рост затрат на логистику, издержки торговых сетей у нас меньше - например, цена электричества, бензина, аренды помещений.
Например, в крупнейшей розничной сети Великобритании - Tesco - итальянское оливковое масло Filippo Berio Extra Virgin (бутылка 0,5 литра) стоит 8,55 евро. В одной из торговых сетей России такое же масло было обнаружено (в пересчете на евро по текущему курсу) по 7,7 евро за бутылку.
В той же британской сети бутылка 0,7 литра 12-летнего шотландского виски Johnnie Walker Black Label стоит 35 евро. В одной из российских сетей винных магазинов ровно такой же виски есть по цене 20,2 евро за бутылку. Владелец бренда - британская компания Diageo - еще в 2022 году покинул российский рынок. Но в сентябре 2022 года минпромторг предложил разрешить параллельный импорт ряда спиртных напитков - в первую очередь виски.
Ушел из России и производитель кофе Lavazza. Во французской крупнейшей сети Carrefour 1 кг кофе в зернах Lavazza Qualita Oro продается по цене 17,5 евро. На одном из российских маркетплейсов такой же кофе с пометкой "Оригинал" стоит 12,7 евро. В классической торговой сети, впрочем, стоимость его чуть выше.
При одинаковой цене закупки товаров у производителя в Европе на их конечную стоимость в магазинах влияют издержки торговых сетей - затраты на логистику, персонал, топливо, аренду, электроэнергию, коммунальные услуги, поясняет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Стоимость электроэнергии в России - одна из самых низких в мире, как и цены на аренду недвижимости.
"За последние два года расходы торговых сетей на логистику, в частности, из Европы выросли более чем вдвое, однако цены на бензин и расходы на оплату труда на российском рынке ниже европейских. Эти факторы, несмотря на более чем двукратный рост затрат торговых сетей на логистику европейских товаров с 2022 года и усложнившийся процесс платежей, позволяют российским ретейлерам обеспечивать более низкий уровень цен на некоторые европейские товары по сравнению с отдельными странами Европы - например, такими, как Великобритания, Швейцария, Норвегия, Дания или Нидерланды", - говорит эксперт.
Повсеместно такой ситуации на продовольственном рынке не наблюдается, утверждает зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. Цена товара на полке конкретного магазина в офлайне или онлайне зависит от множества факторов, среди которых закупочная стоимость, объемы поставок, стоимость логистики, пояснил он.
На конечную цену влияет формат магазина (издержки на аренду, зарплату, рекламу, коммунальные услуги), акционный это товар или нет, и другие нюансы. К примеру, магазин крупной сети закупает товар большими партиями напрямую от производителя и имеет свой автопарк для его доставки до конечной торговой точки, а мелкий магазин не может закупать товар в больших объемах и делает это через посредника, отдельно заказывая доставку у логистических компаний.