«Вкусвилл» стал одним из немногих российских продуктовых ритейлеров, открывающих собственные магазины за рубежом. Первый объект заработает в ближайшую неделю в Казахстане, где рассматривается открытие и других точек. Продуктовые ритейлеры не спешат выходить в соседние страны из-за необходимости подстраивать ассортиментную матрицу, сложностей с организацией местного производства, более низких доходов населения. Но бренд «Вкусвилл» может быть востребован в Казахстане, например, среди части россиян, переехавших в эту республику после частичной мобилизации в РФ более полутора лет назад, считают эксперты.
«Вкусвилл» 27 апреля 2024 года откроет свой первый магазин за рубежом — это будет заведение площадью 185 кв. м в казахстанском Алматы, сообщили “Ъ” в сети. Там будет представлена бакалея, непродовольственные товары, продукция с короткими сроками хранения, уточнил представитель ритейлера. По его словам, для этого «Вкусвилл» договорился с местными производителями, чья продукция под брендом сети пока занимает в магазине 35% ассортимента. Всего под собственным брендом будет 97% ассортимента магазина, сообщили ритейлер.
«Вкусвилл» поставлял продукцию под своей маркой в Казахстан с июня 2023 года, но сторонним сетям, сейчас таких точек продаж — 125.
По такой же схеме ритейлер работает в других странах ближнего зарубежья, ОАЭ, Китае. В сети говорят, что увидели интерес населения Казахстана к ассортименту и концепции, поэтому решили открыть магазин.
Сейчас у «Вкусвилла» в Казахстане есть магазин, склад и офис. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает инвестиции в создание такой инфраструктуры «в несколько десятков миллионов рублей», а в открытие одного магазина — в 5—7 млн руб. В самой сети объем вложений не раскрывают.
Ритейлер планирует расширяться в Казахстане, несколько объектов для новых точек уже рассматриваются в Алматы, уточнил представитель «Вкусвилла». Сети сыграет на руку тот факт, что перед открытием полноценного магазина она начала поставлять продукцию сторонним ритейлерам, считает партнер сервиса по организации торгового пространства «Про.Сторы» Ирина Болотова. По словам господина Бурмистрова, «Вкусвилл» таким образом смог наработать достаточный объем продаж для своих покупателей, в том числе среди релокантов, уехавших в Казахстан осенью 2022 года после объявления в РФ частичной мобилизации и осевших там.
Но рынок Казахстана отличается более низким уровнем доходов населения, указывает госпожа Болотова. При этом там очень ограничены мощности производителей продуктов питания, подходящих «Вкусвиллу» по формату, добавляет Михаил Бурмистров. Поэтому, считает он, ритейлер может столкнуться со сложностями при экспансии.
«Вкусвилл» пока один из немногих российских продуктовых ритейлеров, представленных за рубежом. В странах СНГ есть магазины сети дискаунтеров «Доброцен», уральская сеть «Жизньмарт» вышла по франшизе в Казахстан и открыла точку в ОАЭ. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») и «Ленте» заявили “Ъ”, что пока не рассматривают развитие за рубежом. «Магнит» открыл в Узбекистане около 90 дрогери-магазинов M Cosmetic, выходить в соседние страны пока планов нет, сообщил представитель ритейлера.
Господин Бурмистров уверен, что у российских сетей есть возможность более эффективно и с большей рентабельностью развиваться в России, например, на Дальнем Востоке, куда недавно вышла X5. Продуктовому ритейлеру нужно при выходе в другую страну менять матрицу, подстраивая ее под отличающиеся запросы потребителей, а это не так просто, указывает Ирина Болотова.
В Казахстане также работают 286 магазинов фиксированных цен Fix Price, следует из ее сайта. Но у этой сети единая матрица на все магазины, говорит представитель ритейлера. Доля локальных товаров в Казахстане, по его словам, занимает лишь около 15% в категории дрогери и 20% — в продуктах питания.