Действующий с начала 2024 года беспошлинный ввоз курятины в Россию привел к росту импорта на 16% за два первых месяца года. Но обещанного властями эффекта, а именно снижения цен, это не дало. Напротив, в марте продукция подорожала на 31—48% год к году в зависимости от вида. К этому, с одной стороны, привело увеличение экспорта российской продукции, с другой — снижение внутреннего производства.
В январе—феврале 2024 года в РФ экспортировано 44,73 тыс. тонн курятины, или на 16% больше год к году, следует из имеющегося у “Ъ” отчета Национального союза птицеводов (НСП; объединяет компании, выпускающие более 60% мяса птицы). Из стран ЕАЭС больше всего за два первых месяца этого года ввезено из Казахстана — 23,25 тыс. тонн, что более чем вдвое превышает показатели того же периода 2023 года. Из дальнего зарубежья весомый объем импорта замороженной курицы в натуральном выражении зафиксирован из Бразилии — 12,198 тыс. тонн, хотя это на 20% меньше год к году. Кроме того, Китаю удалось в январе—феврале этого года ввезти в Россию почти в семь раз больше год к году, хотя в натуральном выражении объем оставался небольшой — 5,77 тыс. тонн.
Совокупные поставки курятины в Россию в первые два месяца 2024 года эквивалентны почти трети от общего объема беспошлинного импорта этого вида мяса (более 140 тыс. тонн), разрешенного властями страны с 1 января по 31 декабря 2024 года. Ранее размер пошлины составлял от 15% от стоимости продукции. Федеральное правительство пошло на этот шаг в конце 2023 года из-за серьезного подорожания курятины и столовых яиц в рознице. Но мера, по мнению руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, пока практически никак не сказалась на снижении стоимости продукции на внутреннем рынке.
Ценовой мониторинг Национального союза птицеводов показал, что в марте 2024 года, например, в центре России куриный окорок стоил 179 руб. за 1 кг, что на 48% больше год к году, тушка бройлера — 164 руб. (рост на 33%), куриное бедро — 132 руб., что на 31% дороже, чем год назад.
Но как заявили “Ъ” в Минсельхозе, по их данным с начала года по 8 мая, отпускные цены снизились на 5,6%, что «транслируется и в розницу».
Беспошлинный импорт не смог серьезно повлиять на цены, по словам господина Юшина, «в силу своего мизерного объема». Источник “Ъ” в отрасли говорит, что существующий объем беспошлинного импорта «комфортен для производителей в частности и для рынка в целом». Впрочем, он признает, что эта мера пока не привела к результату, ожидаемому конечными потребителями. Беспошлинный ввоз не может дать мгновенный эффект, для налаживания импорта дешевой продукции требуется время, утверждает исполнительный директор агроконсалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. По его словам, импортируемое мясо птицы в основном идет на переработку, то есть производство котлет, колбас и т. д.
По мнению ряда источников “Ъ”, увеличение импорта не привело к снижению цен из-за роста экспорта российской продукции, который не был серьезно ограничен, а также из-за снижения внутреннего производства.
Так, по данным НСП, в январе—феврале 2024 года вывоз курятины из РФ увеличился на 9% год к году, до 53,94 тыс. тонн. Главной страной экспорта остается Китай (20,27 тыс. тонн, что на 10% больше год к году), следом идет Казахстан (9,75 тыс. тонн, рост на 15%), Саудовская Аравия (7,44 тыс., рост на 24%). «Из России в Китай поставляются в основном субпродукты, в то время как оттуда сюда — филе грудки, белое мясо»,— поясняет Сергей Юшин. В Минсельхозе, в свою очередь, подчеркивают, что по состоянию на 28 апреля 2024 года импорт мяса птицы почти в три раза превышал экспорт.
Внутреннее производство мяса птицы в первом квартале 2024 года по всей стране, по данным НСП, сократилось на 0,3%, до 1,623 млн тонн. Например, в Сибири снижение составило 6,7%, до 108,9 тыс. тонн, в центре России — 1,3%, до 634,9 тыс. тонн. Константин Корнеев связывает это с прошлогодними волнами эпидемии птичьего гриппа, после которых не все компании смогли полностью восстановить объем производства. В ГК «Черкизово» утверждают, что выпуск мяса птицы остается примерно на прошлогоднем уровне. В ГАП «Ресурс» и «Мираторге» — двух других крупных производителях курятины — отказались от комментариев.
Несмотря на рост цен на курятину, спрос на нее у россиян остается стабильным. По данным NTech, в конце 2023 года из всех видов мяса на долю потребления этого продукта приходилось 52% в денежном выражении и 63,4% в натуральном.