После двухлетнего сокращения импорта питьевой воды в Россию, начавшегося из-за военных действий на Украине и последовавших масштабных санкций, в первом квартале 2024 года поставки начали расти. Ввоз в страну воды, включая популярные бренды «Боржоми», Evian, увеличился на 11% год к году. Эксперты связывают тенденцию с восстановлением логистических цепочек и привыканием потребителей к высоким ценам на импортную воду. В то же время, подчеркивают участники рынка, производство и продажи российской воды растут гораздо быстрее, чем поставки зарубежной.
В январе—марте в Россию из других стран поставлено 49,65 млн л воды, что на 11% больше год к году, следует из подсчетов, предоставленных “Ъ” Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). В организации уточнили, что 80% импорта приходится на газированную минеральную и природные лечебно-столовые воды.
Эти данные говорят о восстановлении импортных поставок, которые были нарушены после февраля 2022 года, отмечает президент ассоциации «Союзнапитки» Максим Новиков. Другие опрошенные “Ъ” участники рынка подтверждают увеличение ввоза в Россию воды зарубежных брендов, объясняя тенденцию «восстановлением логистических цепочек».
Из-за дешевизны рубля импортная продукция остается дорогой в отличие от воды локального разлива, признает господин Новиков, но «потребители адаптировались к цене».
Поставлять такую продукцию по параллельному импорту становится невыгодно, поэтому импортеры вынуждены договариваться с производителями напрямую, уточняет источник “Ъ” в отрасли.
Однако, несмотря на рост ввоза, доля импортной воды в общих розничных продажах остается небольшой. До февраля 2022 года показатель достигал 6%, отмечает Максим Новиков. Сейчас, по информации ЦРПТ, доля не превышает 2%. Общий объем производства питьевой воды в России, добавляют в ЦРПТ, в первом квартале составил 2,3 млрд л, увеличившись на 29%. При этом, уточняют в организации, выпуск негазированной воды растет на 17%, газированной — на 32%.
Продажи питьевой воды в РФ, согласно данным NielsenIQ, тоже восстанавливаются: если в январе—апреле 2023 года объем ее реализации в натуральном выражении увеличился на 1,8% год к году, а в денежном — на 17,7%, то за аналогичный период 2024 года — на 14,4% и 27,3% соответственно.
В NielsenIQ заметный рост продаж в денежном выражении объясняют «высокой инфляцией».
Как следует из имеющихся у “Ъ” данных участников рынка, по итогам 2023 года среди иностранных брендов быстрее всего увеличивались продажи грузинской «Боржоми» — на 20% в натуральном выражении и на 14% в деньгах.
Директор завода по производству минеральной воды «Аква-Вайт» Алексей Воинов отмечает рост поставок в Россию не только «Боржоми», но и французской Evian. Максим Новиков называет основными странами—экспортерами минеральной воды в Россию Грузию, Армению, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Италию и Францию. «Российский рынок для зарубежных водных компаний всегда оценивался как не емкий, но высокомаржинальный»,— подчеркивает гендиректор ГК «Холдинг Аква» Святослав Вильк. При этом импортируемая продукция, добавляет господин Новиков, составляет серьезную конкуренцию российской, особенно в премиальном сегменте.
Господин Вильк считает преждевременным говорить о полном восстановлении импорта питьевой воды в Россию: «Этот процесс еще будет продолжаться». В то же время, по словам господина Воинова, по итогу первого квартала текущего года выросло производство и у российских компаний из-за высоких продаж. Например, у «Аква-Вайт» выросли продажи минеральной воды в среднем ценовом сегменте до 20%.