МВД предлагает установить предельное количество алкогольной продукции, которое сможет приобрести пассажир в duty free аэропортов. Так ведомство ответило на запрос депутатов на готовящийся к первому чтению законопроект, позволяющий торговлю алкоголем в зонах внутренних вылетов аэропортов. Силовики считают, что продажа алкоголя возможна только в пункте прилета, а не вылета. В целом, такой подход должен защитить от авиадебоширов в состоянии алкогольного опьянения.
Разобраться с дебоширами
МВД включилось в работу над законопроектом, который позволяет продавать спиртное в магазинах duty free на внутренних рейсах, пока это допускается только при международных перелетах. Предполагается, что новая норма будет действовать до 30 июня 2026 года. Сейчас законопроект готовят к первому чтению, профильный комитет ГД по экономполитике проводит его экспертизу. В частности, глава комитета Максим Тополин сделал запрос в МВД, с тем чтобы силовики уточнили данные о правонарушениях на авиатранспорте и в аэропортах.
Помимо статистических данных МВД прислало и свои замечания по законопроекту. «Известия» ознакомились с ними. Так, ведомство обозначило, что в 2021—2023 годах перевозчики расторгли почти 6,3 тыс. договоров перевозки с пассажирами. Основными причинами послужили правонарушения и привлечение людей к ответственности по таким статьям КоАП, как «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах…» и «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».
Непосредственно с самолетов по инициативе компаний сняли почти 4,9 тыс. человек. Практически все они связаны с деструктивным поведением пассажиров. Общее количество хулиганств, совершенных в состоянии опьянения на бортах, превышает 11,9 тыс. за этот период. С учетом указанного, МВД предложило дополнительно проработать механизм продажи спиртного в магазинах duty free на внутренних рейсах.
Например, депутатам следует «рассмотреть вопрос об установлении предельного количества алкогольной продукции, разрешенного к приобретению одним пассажиром». Также, полагают в МВД, стоит лишить покупателей возможности тут же употребить спиртное — например, магазины должны будут упаковывать бутылки в специальные зип-пакеты, которые помешают вскрыть упаковку. В конце концов, силовики считают, что продажу можно разрешать только в пунктах прилета.
«В Минфин такое предложение на рассмотрение пока не поступало», отметили изданию в ведомстве. «Известия» также направили запрос в МВД, главе комитета по экономической политике Максиму Топилину и в крупнейшие аэропорты.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Документ о продажах спиртного в duty free на внутренних рейсах в прошлом году сформировал Минфин — это поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». В ноябре правительство внесло его в Госдуму. Законопроект должен поддержать бизнес — владельцев магазинов беспошлинной торговли и аэропортов, которые понесли серьезные убытки вовремя пандемии. Далее ситуация только усугублялась: весной 2022 года против РФ начали вводить санкции. В итоге с 2019-го по март 2023-го количество владельцев таких магазинов сократилось на 20%, а объем продаж спиртного — на 64%.
Неэффективный подход
Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает важным сохранить действующие нормы. Он выступил против предлагаемых Минфином послаблений для магазинов duty free. Реализовывать алкоголь и получать при этом прибыль будут одни, а нести потери совсем другие — а именно, бортпроводники, у которых станет больше работы, добавил он.
— Из-за новых послаблений снизится безопасность полетов, уже сейчас мы фиксируем: дебоширов с течением времени становится больше. Поэтому среди основных рисков разрешения продаж в таких магазинах можно назвать рост числа нарушителей на борту, множественные потери времени из-за их снятия с рейсов, — сказал «Известиям» эксперт. — Мы уверены, что ограничение продажи спиртного в одни руки работать не будет: при необходимости люди смогут докупать алкоголь у других пассажиров.
Он напомнил, что сейчас спиртное реализовывают на бортах, но не на всех рейсах, причем речь идет о строго ограниченных объемах и легком алкоголе, более того, если человек пьян, то ему могут отказать в предоставлении напитка.
Продажа спиртного на внутренних рейсах в магазинах duty free спровоцирует рост потребления алкоголя, в том числе до и во время полетов, полагает замглавы Управления профилактики факторов риска и коммуникационных технологий в здравоохранении ЦНИИОИЗ Минздрава Виктор Зыков.
— Это будет способствовать конфликтам и правонарушениям в аэропортах и самолетах, ухудшать безопасность авиаперелетов внутри страны, — отметил он.
Предложения МВД рациональны и направлены на минимизацию ущерба при принятии этого законопроекта. Однако лучшее решение — это отрицательный отзыв на законопроект в целом: интересы общественной безопасности имеют приоритет перед интересами производителей и продавцов алкоголя, полагает эксперт.
Непонятна сама идея ограничений, сказал «Известиям» глава Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. По его словам, «меньше одной бутылки в руки не продашь, а этого вполне достаточно для алкогольного опьянения». Порядок на рейсах авиаперевозчиков этим не улучшить, резюмировал он.